Лаборатория автоматизации управления и образовательных технологий (РГПУ)
 
Ссылки

Союз образовательных сайтов
OPTIME : каталог сайтов и ресурсов Интернет



  

Система управления учебным процессом ВУЗа

Разработана система "Университет" для целей управления деятельностью ВУЗа. Система написана в Delphi-5 с использованием технологии CORBA (Сommon Object Request Broker Architecture) и функционирует в сети на основе клиент-серверной технологии "легкого клиента". В этой трехуровневой технологии помимо сервера баз данных и клиента функционирует дополнительно сервер приложения. Система может работать в среде Windows32.

Система предназначена прежде всего на улучшение качества учебного процесса, повышения эффективности управления учебным процессом. Система позволяет автоматизировать контроль выполнения учебных планов (учет и анализ результатов экзаменов, зачетов, курсовых работ) для каждого студента. Повышается информированность всех специалистов и подразделений вуза. Достигается удобство планирования учебных планов, загрузки кафедр, индивидуальной загрузки преподавателей а также помещений, лабораторий и лабораторного оборудования.

Одно из основных достоинств системы - это использование единых баз данных, обслуживаемых серверами приложений, всеми службами и задачами. В настоящее время эксплуатируются или находятся в стадии опытной эксплуатации следующие задачи:

Схема баз данных системы

  1. База данных "Кадры сотрудников".
  2. База данных "Учебные планы".
  3. База данных "Деканаты".
  4. Вспомогательные базы "Нагрузки кафед и преподавателей".
  5. Вспомогательная база "Расписание".
  6. База данных "Аудиторный фонд".

Основными базами данных являются 1,2,3,6. Вспомогательные базы 4 создаются автоматически в результате работы работы с интерфейсом подсистемы "Нагрузки кафедр и преподавателей".

Подсистема "Кадры" работает с графическим аналитическим блоком. Информация подсистемы используется в других подсистемах. Подсистема автоматизирует деятельность отдела кадров ВУЗа и предоставляет необходимую информацию другим подсистемам и службам. Подсистема ведет также необходимую информацию для внешней отчетности - пенсионный фонд и т.д.

Подсистема "Учебные планы" автоматизирует основную задачу учебного отдела, упрощает работу кафедр, устраняет характерные ошибки учебного процесса, осуществляет централизованный контроль информации, формирует и печатает документы. Учебные планы загружаются в единую базу.

Различаются планы очного и заочного обучения. Планы внешне мало отличаются от установленных норм. Однако суммарные строки считаются автоматически. Сделан удобный интерфейс создания базы подсистемы (перетаскивание набитых "небазовых" планов, автоматический скрытый алгоритм координатных полей для строк базы, электронный контроль информации и т.д.). Каждая строка плана привязывается к кафедре. Если база учебных планов создана, то автоматически получаются списки предметов для кафедр подсистемы "Нагрузки кафедр и преподавателей".

С учетом справочника по группам, подгруппам, количеством студентов и специальностей автоматически вычисляются количество часов лекций, лабораторных, практических занятий, экзаменов, зачетов, курсовых и т.д. Для заочного обучения часы задаются, как принято, фиксированными. После этого заведующий кафедрой может под электронным контролем набрать нагрузки преподавателей с помощью простого и удобного интерфейса. При этом списки преподавателей автоматически формируются из базы "Кадры".

Подсистема "Деканат" построена на основе учетной информации личных карточек студентов. Важно, что группы вначале привязываются к базовому плану специальности, но вместе с тем каждый студент может быть привязан к любому количеству дополнительных специализаций с соответствующими учебными планами. Подсистема автоматически формирует списки предметов по курсам, количеству часов по каждому семестру. Формируются автоматически также ведомости, после ввода, для которых полей оценка, зачет, автоматически решается задача "Выполнение учебного плана". Кроме этого система решает ряд задач анализа успеваемости. Так, например, рассчитываются усредненные показатели успеваемости, производится ранжирование студентов по баллу успеваемости и т.д. Подсистема "Деканат" работает с наибольшими базами данных учета успеваемости и списками ведомостей учета успеваемости.

Подсистема "Расписание" работает на основе базы "Нагрузки преподавателей" и базы "Аудиторный фонд". Подсистема не требует дополнительной информации и работает на основе баз данных "Учебные планы" и "Кадры сотрудников" описанных подсистем. Учитываются пожелания преподавателей и их возраст в алгоритмах, учитывающих пересекающиеся требования преподавателей и имеющиеся возможности свободного аудиторного фонда. База " Аудиторный фонд " учитывает число посадочных мест, категорию привязки к факультетам и кафедрам, специализацию. Задача "Расписание" может работать как в автоматическом режиме (распределение свободных аудиторий по заданному алгоритму), так и в диалоговом режиме с использованием алгоритмов-советчиков текущих решений. Выходными документами подсистемы являются расписания по факультетам группам и дням недели и кафедральные расписания по преподавателям и дням недели. Кроме этого предусмотрены формы индивидуальных расписаний для преподавателей.

Алгоритмы учитывают непрерывность учебных часов студентов и преподавателей. Имеются интерфейсы просмотра и печати расписаний по факультетам, кафедрам и преподавателям. Предусмотрена система паролей для доступа к различным задачам подсистем.

Существенной является проблема создания и загрузки баз данных. Как показывает опыт, время создания баз данных может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

обсудить на форуменаписать авторам

InterReklama
Сайт управляется системой uCoz